Вряд ли можно усомниться в том, что практически каждый родитель задумывается о выборе системы развития и образования для своих детей, начиная с самого раннего возраста. Особенно это актуально в современном мире, когда на выбор представлено великое множество образовательных учреждений, подготовительных курсов, развивающих центров. И выбор этот столь же сложен, как сложно сориентироваться во всем многообразии предложений, понять и выбрать интересную и, что наиболее важно, эффективную систему для развития и обучения.
Я - отец двоих детей. Оба моих сына практически с первых месяцев своей жизни дали повод задуматься – а все ли я делаю правильно в их воспитании? Как понять, почему дети ведут себя тем или иным образом? И почему бывает так трудно найти взаимопонимание с ребенком и избежать в воспитании повышенных тонов?
Существует прекрасная поговорка: “Зри в корень!”. Но вот только не поясняется, в какой именно корень надо зрить… К сожалению, мы зачастую забываем, а порой и совершенно отказываемся понимать то, что мы воспринимаем все происходящее вокруг нас, основываясь на своей собственной системе ценностей. А она, в свою очередь, выстраивалась в течение всей нашей жизни под воздействием той среды, которая нас окружала. И это сложнейший комплекс взаимодействий, который берет начало от наших родителей и постепенно обрастает всем тем социумом, который приходит в нашу жизнь по мере взросления. Подавляющее большинство из нас является продуктом традиционной системы воспитания и образования, которое ставит во главе безоговорочный авторитет “взрослого” (здесь, в первую очередь, подразумеваются родители, воспитатели, няни, преподаватели). Согласно этой концепции взаимоотношения с ребенком выстраиваются по принципу “слушай меня и радио”, а также в директивной манере, указывающей на регламент поведения ребенка. Но это полбеды. Вторая половина заключается в массированном навязывании ребенку того, что он маленький винтик в огромном механизме под названием “общество”; и что он как “хороший мальчик”, должен постоянно думать о том, как вести себя так, чтобы всем вокруг было хорошо. Даже несмотря на то, что это порой идет в разрез с личными желаниями и переживаниями самого ребенка. Часто в погоне за лучшим для своих детей мы забываем о том, что это лучшее мы видим, в первую очередь, только своими глазами!
Все приходят к пониманию этого по-разному. В моей голове что-то поменялось в тот день, когда я, обсуждая со своими родителями вопросы воспитания, на которые у нас были различные взгляды, услышал от них такую фразу: «Мы все желаем детям только лучшего, просто у вас свои методы, а у нас свои. Вас ведь мы как-то вырастили, и с внуками справимся»… И самое пугающее в этом то, что нет даже попытки поставить под сомнение правильность своих взглядов и задуматься,- а можно ли сделать лучше, правильней, эффективней…
В 2015 г. я открыл для себя систему Марии Монтессори. В Апреле 2016 г. побывал на 2-х- дневном погружении в среду в Детском центре “Семицветик” (МО, г. Долгопрудный), работающем по системе М. Монтессори. Приберегу описание самого центра, его замечательных сотрудников и свои впечатления от всего увиденного. Все ведь очень субъективно: если я вам порекомендую сходить на удивительный концерт прекраснейшей группы, от которой я в полном восторге, то какова вероятность того что вам понравится бушующий разрушительный металл в исполнении LambofGod? Это я к тому, что всему нужно давать свою оценку, не полагаясь на мнение остальных, но вот, к сожалению, как раз здесь и скрывается основная проблема. В конце двухдневного путешествия по детскому центру Монтессори, нашу группу ожидало уютное чаепитие, во время которого каждый мог получить ответ на любые интересующие его вопросы. Если оставить в покое вопросы, которые касаются работы с материалами и средой детского центра, то все остальные вопросы можно смело свести к одному объединяющему их принципу – выраженный или невыраженный скепсис по отношению к данной системе развития и образования детей в целом. И в этом нет ничего удивительного, и более того,- так и должно быть,- только подвергая сомнению что- либо, мы запускаем процесс поиска – поиска истины, которая будет нам не только понятна, но и не будет конфликтовать с нашей собственной системой ценностей. И вот тут снова проблема. Мы задаем вопросы, но ответы, которые мы получаем, почему- то не слышим. Мы подвергаем что-то сомнению, но даже не пытаемся рассмотреть полученные аргументы, потому что они конфликтуют с нашими жизненными взглядами и устоями. Вот и все, круг замкнулся. Если попытаться взглянуть на все происходящее со стороны, то представьте себе русло реки, которое наполнено водой только наполовину. У ее истока плещется богатейший водный поток, но за многие годы образовалась плотина из камней, деревьев, глины, мусора, которая не позволяет воде прорваться и сделать эту реку сильной и полноводной. Эта картина прекрасно иллюстрирует то, как наша система ценностей расставляет в нашем же сознании многочисленные фильтры, которые не позволяют новой информации прорваться настолько, чтобы мы смогли полноценно изучить ее и осмыслить. Получается , что самую главную работу и самое сложное и рискованное решение мы должны принять сами с собой. Только когда мы осмелимся и рискнем позволить себе подвергнуть сомнению свою систему ценностей, тогда мы будем способны полноценно воспринимать получаемую нами информацию. Без этого нет никакого смысла задавать вопросы и ждать, что тебя постараются убедить. Как бы ни старались, отправная точка в каждом из нас. Нужно позволить в первую очередь самому себе быть убежденным, и это не значит, что нужно принимать все вслепую. Это значит, что нужно просто раздвинуть привычные для нас рамки и рассмотреть полученную информацию с иной точки зрения. Как так детям не ставятся оценки?! Как так ребенок сам выбирает, чем ему заниматься на уроке?! Как так тепличные, избалованные вниманием дети попадут потом в такой жестокий и регламентированный мир?! Для того чтобы разобраться с чем- либо, главным образом нужно понять мотивы и цель, на которую направлено то или иное действие. Но цель истинную! Истинные мотивы! Система Марии Монтессори декларирует основным принципом своей деятельности стимулирование ребенка к самоорганизации, самообразованию, развитию гармоничной самодостаточной личности в лице каждого ребенка. Чтобы убедиться в истинности этих целей не нужно быть специалистом, нужно просто изучить среду, в которой находятся дети, изучить подход педагогов и принципы работы с этой средой, а потом попытаться найти противоречия. Я этих противоречий не нашел! И раз уж мы сравниваем данную систему с нашей традиционной системой образования, то интересно составить для себя такую цепочку: заявленные цели (общественно декларируемые)/среда, в которой находится ребенок/ принципы и подходы педагогов/ поиск противоречий. А потом останется самая малость: понять для себя что истинно, что ложно, и какой путь выберем мы. К великому сожалению – эта самая малая часть и является самой сложной! Почему? Да потому что нас отучили думать, анализировать, ставить под сомнение, работать с новой информацией, и осмеливаться изменить свои устоявшиеся взгляды. Все во благо общества, страны, компании – знакомые всем нам лозунги! Все экономические, политические и социальные институты несут в себе одну и ту же общую идею – идею равенства, идею ответственности друг за друга, идею страха перед обществом, идею самопожертвования ради общего блага. Но говоря о системе Монтессори очень важно понять, что ни в коем случае не идет речь о противопоставлении человека обществу. Напротив, главная цель ее – взрастить человека, который сможет в столь противоречивом современном обществе жить в гармонии с ним, и, в первую очередь, с самим собой, не позволяя системным противоречиям паразитировать на свободной и целостной личности и ее здоровом от природы стремлении сделать свои мир, а также мир вокруг себя лучше.
Все вокруг нас устроено удивительно просто, усложняем мы это уже сами. И это относится, в первую очередь, к тому какой путь мы выбираем для самих себя, какие ценности ставим во главе, на какие ориентируемся авторитеты. Ставим ли во главе свое личное счастье и благополучие, или промениваем его на служение навязанным нам идеалам.
И вот когда мы задумываемся над тем, как мы хотим воспитывать, развивать и обучать своих детей, первое что нам нужно сделать – это разобраться с самим с собой!
15.04.2016