Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Наталья Ильина, родитель класса тоддлеров

«Ну, зачем вам, таким еще маленьким, садик?! Вирусы только цеплять?» Этим вопросом наш педиатр, специалист старой закалки, терзала меня постоянно, пока (почти год) я колебалась отдавать дочку в сад. Когда все же отдала, вопросы врача отпали, но появились мои: «как нам лечиться?!» Рассуждения о том, что детские простуды – неизбежное следствие (или зло?) любой адаптации к саду, и в два, и в три года, мало кого утешают, особенно тех, чей малыш ни разу еще не болел! Книги, конечно, меня успокаивали, дескать, до школы ребенку нужно перезнакомиться как минимум с шестью десятками вирусов, и чем раньше, тем лучше. Может, оно и правда, но когда в первый же месяц нашей детсадовской жизни – а это был, на минуточку, май – моя девочка заболела, я места не находила себе. Обидно, ей-богу, перезимовать на «ура!», даже авитаминозную весну встретить и проводить достойно, ничего не подцепив (хотя имели все шансы, поскольку затворниками не жили, ходили на «развивалки») и летом, под самый июнь, заболеть! Жара на носу, а нос хлюпает! Мне потребовалось немало усилий, чтобы усмирить свой бунтующий дух и сердца пламенный мотор направить на экстренное лечение Ники. Эскулапша наша хранила гордое молчание, но в этом молчании читалась победа: как ни крути, правда была на ее стороне, врачебный разум в очередной раз торжествовал над родительской неопытностью. А рядом буйствовала природа, и радости лета тем сильнее раздражали, чем больше из носа текло. Ника хандрила и кисла, и у меня совсем опустились руки, если бы не педагоги «Семицветика». Стреляные воробьи, они просили набраться терпения, говорили обтекаемо, деликатно подбирая слова, словно поглаживали: «вы не больше остальных пропускаете занятия». И вообще всячески подчеркивали, что Монтессори, раз уж мы полюбили ее метод (в первую очередь по книжкам «Ребёнок в семье» и «Дом ребёнка») никуда от нас теперь не убежит! В общем, детские болезни левизны, когда мы по неделям отсиживались дома, и связанные с ними паузы, хоть и занятые совместным досугом и бытом, но лишенные строгого распорядка и привычного ритма дня, как в Монтессори-группе, были, как мне кажется, главной проблемой моей мамской адаптации к саду.

DSC 0027Говорю о себе, потому что у двухлетней Ники с привыканием к тоддлер-классу проблем не было почти никаких. Кроме одной маленькой, но серьезной – горшка. Она до сих пор дружит с ним через раз, хотя прекрасно знает (и тогда знала!), что ходить нужно в него, но… видимо, это наш такой пунктик, с которыми ни мы, родители, ни чудо-педагоги «Семицветика» не в силах до конца справиться. Вот вроде бы и унитазы детсадовские по росту, и задача Нике вполне по зубам, и примеры хорошие всегда перед глазами, а поди же ты, ребенок артачится и ходит иногда под себя.

Вообще Ника - девушка с характером, твердым, нордическим. Плясать под чужую дудку не будет, даром что у семи нянек одна внучка. Одна-единственная! Раньше вообще при попытках любого взрослого что-то ей навязать могла громко, в голос отказаться или даже оттолкнуть руку дающего - хоть с ложкой, хоть с куском пластилина. Понятно, что с обычными «развивалками», где многое делается по указке какой-то чужой и непонятной тёти, у нас сразу не сложилось, и подруга психолог посоветовала мне «Семицветик» как единственный в городе центр, где «живут по Монтессори, а не играют в неё». И где все делается не на заказ, а по собственной воле, в темпе, выбранном ребёнком. Это важно, моя девочка терпеть не могла, когда ее отрывают от дела! Скажу честно, апелляция к осмысленной деятельности с реальными, хотя и маленькими предметами, к связи головы с руками, к мелкой и крупной моторике показалась мне убедительней доводов сторонников интеллектуального развития по тем же карточкам Домана. Ведь и мир до трех лет пробуется наощупь, запах и вкус. Его чаще исследуют телесно, чем умственно, хотя смешно думать, что голова не участвует в процессе познания. Наша Ника сейчас одинаково хорошо справляется в садике как с вышивкой, так и с книгами, причем не только на русском языке: в toddler-классе им читают и поют по-английски и, кажется, еще по-французски.

Но это не главное – важно, что она наконец-то, уже после первых трех месяцев совместных с педагогами и родителями усилий освоила навыки самостоятельного плавания…в жизни. Не без нажима взрослых, конечно, но научилась обслуживать себя и других, вплоть до помощи в одевании мамы! Причем делает это без лишних напоминаний. Сама! Полностью сама, даже сложный зимний комбез, про который нам говорили, что тоддлерам он не по силам, приноровилась натягивать. Разложит на полу и влезает как в спальник, а застегнуть – минутное дело! Такая «деловая Маша», прямо диву даешься, куда делась её досадовское «шило в попе», когда при первом же намеке на прогулку ребенок делал ноги или лез под кровать, и мне требовалось адское терпение, чтобы выудить «чертеныша» отовсюду и одеть. Потом, чтобы отвлечь внимание от игрушек, выключателей и массы других отвлекающих моментов, которые не давали Нике сосредоточиться на одевании. Вначале вообще цирк был – полчаса уходило коту под хвост, пока барышня носилась как угорелая по дому, а я из кожи вон лезла и придумывала всякие уловки, чтобы ее подогнать. Сколько сказок, игр и шуток-прибауток было придумано, чтобы просто вытянуть Нику на улицу, одеть-раздеть, отвести счастливую в сад! Мы и дворника приветствовать спешили, и минутную стрелку – обогнать, и к автобусу старались успеть, и к папиному выходу, чтобы проехаться с ним на машине. В общем, научились собираться играючи.

DSC 0478

И ждать! Это важно – набрать воздуха в легкие, чтобы не сорваться, когда у папы с мамой дела, электричка, цейтнот, а чадо считает ворон! И главное, запастись как минимум часом времени (из утреннего сна, конечно), не нежиться в постели, а вставать по будильнику, вытаскивать себя за волосы, как Мюнхгаузен, из кровати, готовиться к взрослой жизни и «большому саду» глубоко заранее! И чем раньше, тем лучше. И не потому, что после трех, как говорит Ибуку Масару, поздно, хотя доля правды в его словах есть. Просто чем раньше, тем легче приучить малыша к самостоятельности и порядку, пока он еще не привык к тепличным условиям, где за него делают все – от обувания до держания мочалки.

К двум годам, когда мы пошли в Монтессори-сад (а это сравнительно поздно для тоддлеров, которых берут максимум до 2 лет и 3 месяцев), Ника уже оценила вкус растительной жизни, когда все вокруг нее бегают, а она растет «как растение мимоза в ботаническом саду». Она и в саду не желала отказываться от барских привычек, нами же, взрослыми, и привитыми. Ника ждала, когда же ее обслужат по первому разряду, а если «прислуга» вдруг не слушалась, то барышня могла ее «наказать» криком. Первый месяц Ника всех проверяла на прочность, включая педагогов и не исключая меня. По поводу одежды терки были чуть ли не ежедневные: «не хочу, не буду – нет, ты давай!» Мы даже на час раньше поднимали её, чтобы заложиться на капризы и препирания, благо солнце рано вставало (вот, кстати, чем летние месяцы хороши для адаптации!). Мы, взрослые, культивировали в себе буддийское спокойствие и даже однажды поставили рекорд ожидания Ники из сада, когда она сорок минут бойкотировала одевание. Представьте, дети вышли, всех разобрали, а мы с Никиной бабушкой торчим под дверью, за которой горланит наша крошка, и ничем не можем помочь ей! Обе на взводе, а педагоги – Анастасия и Нина – со спокойствием слона меняют друг друга «на дежурстве» возле нашей принцессы, что-то тихо говорят, уходят и ждут, пока Ника, выпустив пар, не оденется сама (!) и радостная (как будто не было сцен никаких!) выпорхнет навстречу близким! Ангельское просто терпение педагогов! Сказать, что оно меня потрясло – не сказать ничего.

Тогда же появилась твёрдая решимость – выучиться ждать, заняться воспитанием себя и поменьше приставать к чаду. А если и «воспитывать», то только личным примером. Раньше ложиться и вставать, лучше вместе с ребенком. Держать темп жизни, соблюдать режим, не сбивая его в выходные! Вместе готовить, вместе дом убирать и цветы поливать, благо вкус к «взрослой» деятельности в «Семицветике» прививают с первых же дней. Выкинуть лишнее из шкафов, оставить на выбор пару-тройку футболок и леггинсов – для дома и сада. Вы удивитесь, как быстро, буквально за месяц-другой, ребёнок освоит новые правила. Ника уже после первой недели знакомства с Монтессори-средой искала дома крючки и ящички для одежды: пришлось докупить и развесить, расставить все на уровне её глаз, чтобы не возникало больше вопросов типа «а где полотенце? а шапку куда?» Я заметила (а практикум для родителей подтвердил мои наблюдения) что куртку Ника раскладывает на полу «вниз головой», вдевает руки в рукава, поднимает, заводит их за спину, и ап – одета! Стала пользоваться этим приемом, подсказывать, помогать, и дело сдвинулось с мертвой точки.

IMGP8231Вообще главное, чему лично меня садик научил – забыть про директивы, не спешить говорить что-то типа «смотри, что делаешь», «головой думай!», а просто убрать от ребёнка руки и налаживать с ним нормальные отношения. Просто перестать шуметь, дёргаться и дёргать, начать прислушиваться к ребёнку и держать контакт глаза в глаза, особенно в моменты одевания, когда так важно выдержать паузу, а не торопиться сделать все за малыша! И воспитание, если можно это назвать воспитанием, не словами и приказами и уж тем более окриками, а личным примером, поддержкой, подсказкой, организацией жизни, удобной ребенку – с порядком во всем, начиная с игрушек и заканчивая собственными мыслями. Если мама утром делает зарядку, то с большой вероятностью скоро и чадо присоединится к ней. Мы смеха ради «заводили» пионерскую зорьку, и Ника в такт музыке повторяла движения за мной, а потом резво бежала к столу и одеваться. Вроде бы и не воспитывали её, а ситуация с успеванием в сад сама собой разрулилась, и мы обе перестали вечно опаздывать в сад! Вот видите, и без нотаций дети берут от нас лучшее. Если, конечно, это хорошее имеется в нас.

В общем, что хочу сказать? У нас нет другого способа адаптироваться к миру, кроме пресловутого и благословенного сада, и серьёзность этого опыта нужно объяснять постоянно. Прежде всего, себе, а потом уже - буквально «на пальцах» - ребёнку. Как заметил один мой знакомый священник, сад и школа учат делать то, что не хочется, но при этом не утрачивать свободы. В каком-то смысле это относится и к нашей toddler-группе, с её крайне немногочисленными, но обязательными, причем как для детей, так и для родителей правилами. Реально сложными, если до двух лет вы не успели приучить себя к режиму, а ребенка к самостоятельности во всем – начиная с горшка и держания ложки и заканчивая одеванием и порядком в доме. Но не расстраивайтесь, если не успели: садик поможет. Поможет, но не сделает за вас! Дальше начнется год или два активной работы над собой, над повышением своей общей и родительской культуры. И вы почувствуете, что сопротивление «материала» - оптимальное условие для работы над собой. А дети – хорошие в этом деле учители. Потому что родителю, чтобы не провалить дело жизни и быть молодцом, нужно обладать схожими с руководителем навыками и не ждать халявы. Её точно не будет. Будет пот семью реками и усталость к концу рабочей недели, как будто вагон разгрузила. Будут, очень возможно, слезы сомнений и радости открытий в себе и вокруг. Но к финишной прямой, к группе 3-6 вы придете с огромным запасом терпения и веры в себя и ребенка! И поймете, наконец: если чадо само себе накрывает на стол и не треплет вам нервы по мелочам, и вообще всегда при деле, хотя спать идёт без слёз, вы уже великие люди! Вы научились управлять собой и ребёнком, с чем вас и поздравят в конце toddler-класса, с которым жалко будет расстаться. Так к нему привыкаешь – как к трудной и оттого еще горячее любимой работе.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *

Подписка на новости



Получать HTML?

Joomla Extensions powered by Joobi
Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru