Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Прокофьева Елена, учитель монтессори-класса 6-12


DSC 2549Любой родитель хочет видеть своего ребенка самостоятельным, уверенным в себе, умеющим пользоваться информацией. Это все здорово и понятно, когда мы просто гипотетически обсуждаем будущее наших детей. Однако, когда дело доходит до выбора школы, в голову начинают приходить стереотипы: надо выбрать сильную школу, где будут такие учителя, которые, если не вдохновят, то точно заставят учиться. Такая позиция, с одной стороны, показывает заботу родителя о своем ребенке, но, с другой стороны, обнажает глубокое недоверие к ребенку как личности, способной учиться. А если даже родители в своего ребенка не верят, то что уж говорить о нем самом и о школе.

Тем не менее, современная начальная школа ориентирована не столько на знания, которые легко заучить и так же легко забыть, сколько на комплексное развитие детей, воспитание умения учиться, сотрудничать и работать в группе, свободно и четко излагать свою точку зрения на проблему. Все эти положения прописаны в Федеральном Государственном Стандарте Начального Общего Образования (ФГОС НОО) и сопутствующей методической литературе.  То есть начальная монтессори-школа с ее ориентацией на групповую работу и на обучение детей навыкам самообразования идет в ногу с ФГОС. 

Новый государственный стандарт начал использоваться в 2011 году и сейчас постепенно на него переходят все школы.  ФГОС основывается на системно-деятельностном подходе, который очень близок к монтессори-подходу. Дети получают знания и навыки системно, но через собственную активную деятельность, соответствующую закономерностям их возрастного развития. Именно это и происходит в монтессори-школе, когда ученики занимаются с материалами, позволяющими им сделать свои открытия, обсудить их и перейти к общим выводам.

В связи с необходимостью реализации такого подхода группой российских ученых во главе с заведующим кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ А.Г. Асмоловым была разработана концепция универсальных учебных действий (УУД). Предполагается, что знания, умения и навыки в современной школе формируются в тесной связи с активной деятельностью учащихся. То есть уже на уровне ФГОС есть понимание, что традиционные объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы, где учитель объясняет и демонстрирует материал, а дети учат параграфы и отвечают у доски, недостаточны для получения человеком полноценного образования даже в начальной школе.DSC 2588

Универсальные учебные действия делятся на 4 группы: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Личностные УУД обеспечивают знание и использование ребенком моральных норм, регулятивные – умение планировать и ставить цели, познавательные – структурирование и самостоятельное получение знаний, постановку и решение проблем. Коммуникативные УУД занимают особое место, поскольку они позволяют организовать продуктивное взаимодействие и сотрудничество детей со сверстниками и взрослыми.

Согласитесь, что современная начальная школа ставит перед собой непростые задачи: мало просто научить детей математическим операциям, правилам орфографии и порядку цветов радуги, нужно научить их думать. А не это ли девиз начальной монтессори-школы? Известно, что в образовательной концепции Марии Монтессори на каждом этапе возрастного развития ставится своя цель. От рождения до шести лет – «Помоги мне сделать это самому!», от шести до двенадцати лет – «Помоги мне думать самому!», а от двенадцати до восемнадцати лет – «Помоги мне быть собой!».

Однако возникает вопрос, как традиционной школе с ее классно-урочной системой полноценно соответствовать требованиям ФГОС и формировать все необходимые универсальные учебные действия. Для этого нужно либо качественно организовывать внеурочную деятельность в школе, либо ожидать, что дети будут самостоятельно выполнять многое дома.  Проблема в том, что при вынесении проектной работы на дом у родителей возникает соблазн сделать работу за ребенка, поскольку часто ученик еще не понимает, как распределить свое время, как искать информацию, как сотрудничать (это и есть регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД). Всему этому необходимо последовательно учиться в школе, где учитель, обладающий знаниям и терпением, поможет там, где это нужно и не будет вмешиваться там, где дети уже могут справиться сами. Недаром в монтессори-школе дети почти после каждого урока придумывают и выполняют свои работы в малых группах. Младшим детям необходимо больше помощи от учителя и от старших товарищей, дети же второго и третьего годов обучения часто сами продумывают свою работу, планируют ее выполнение, распределяют роли, договариваются, доводят дело до конца и выступают со своим проектом перед всем классом, где получают живую обратную связь от других ребят, принимают похвалы и критику. Здесь на лицо процесс формирования и личностных, и регулятивных, и познавательных, и коммуникативных УУД.

Хотелось бы закончить цитатой Марии Монтессори: «Рассматривать школу как место, где дают указания, это одна точка зрения. А рассматривать школу как подготовку к жизни – другая. Во втором случае школа должна соответствовать всем потребностям жизни». (Maria Montessori, From Childhood to Adolescence: Clio Press, Oxford, England, 2000. – стр. 5 (перевод ПрокофьевойЕ.Н.))

Список использованной литературы:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/ под ред. А.Г. Асмолова: Москва, «Просвещение», 2008.
  2. Maria Montessori, From Childhood to Adolescence: Clio Press, Oxford, England, 2000.
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *

Подписка на новости



Получать HTML?

Joomla Extensions powered by Joobi
Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru