В возрасте от 1 до 3-х лет особую роль имеет развитие самостоятельности, к которой ребенок активно стремится. Задача взрослого – помочь в этом. Поэтому в тоддлер-группе, куда ходят дети от 1 до 3-х лет, в первую очередь мы помогаем ребенку сформировать навыки самообслуживания. Все начинается еще у дверей – с переодевания. 

Окружающая среда должна быть наполнена стимулами, которые порождают интерес к действию и побуждают ребенка получать свой собственный жизненный опыт.

Мария Монтессори, «Впитывающий разум ребенка» ("AbsorbentMind")1959 г. 

DSC 3769

Почему детям 1-3 лет важно уметь одеваться самостоятельно?

Осознать значение обучения ребенка самостоятельному переодеванию можно обратившись к исследованиям Марии Монтессори. Наблюдая за детьми, она ввела в педагогику очень важное понятие – сензитивные периоды развития ребенка, то есть определенные промежутки жизни ребенка, когда он особенно восприимчив к получению тех или иных знаний и умений. Мы уже подробно о них рассказывали здесь  http://montessoridolgop.ru/index.php/25-about-montessori/the-project/48-sensitive-periods.html

DSC 0863

И, конечно, находясь в группе, дети охотно приходят на помощь друг другу: могут подать шапку или варежки, старшие с удовольствием напоминают младшим, как застегнуть пуговицы или замок на куртке. Здесь имеет место развитие социальных навыков.С точки зрения монтессори-педагогики, процесс самостоятельного переодевания малыша настолько многогранен, что охватывает все 

сензитивные периоды. Ребенок приобретает навыки развития движений и действий, восприятия порядка и сенсорного развития. Когда взрослый неторопливо помогает ему, объясняя порядок надевания вещей, называя их имена и их составные части, это способствует развитию речи ребенка. Слушая взрослого, ребенок постепенно запоминает последовательность действий. Придет момент, когда он захочет попробовать сам и научится! 

В основе переодевания лежит движение. В монтессори-педагогике мы говорим не о любом движении, но о движении целенаправленном, в нашем случае целью ребенка является надеть на себя все необходимое для прогулки на улице или для занятий в группе. Напомним, что в процессе переодевания задействованы различные группы мышц, происходит одновременное развитие крупной и мелкой моторики. За этим занятием ребенок развивает мускулатуру тела, гибкость суставов, координацию. Он учится свободно двигаться и достигать своих целей, это помогает формированию личности и базовой веры в себя. Ребенок  удовлетворяет естественную потребность в самостоятельности и получении собственного жизненного опыта. Эти знания нужны ему на всю жизнь.

DSC 0054

«…интеллект ребенка до определенного уровня может развиваться без помощи его рук. Но если это происходит вместе с развитием рук, то он достигает более высокого уровня, и характер ребенка становится сильнее…» Мария Монтессори «Вписывающий разум ребенка», 1959 г.

В возрасте до трех лет физическое развитие тесно связано с развитием интеллектуальным – чем больше движений осваивает ребенок и регулярно их выполняет, тем лучше развивается мозг!

Это подтверждают и новейшие исследования в области нейрофизиологии: в раннем возрасте движения, которые, на первый взгляд, имеют отношение только к развитию тела, влияют на развитие интеллекта больше, чем «книжные» занятия.

Чем рискуют родители, игнорирующие вопрос обучения ребенка переодеванию?

Приводя ребенка в театр или на спортивные занятия, наверняка вы не раз наблюдали такую картину, когда вполне уже взрослое дитя вальяжно сидит на кресле, вкушая шоколадку или булку, а мама или бабушки старательно завязывают ему ботинки. Не правда ли, зрелище не из приятных?  Думая, что они помогают своему ребенку, на самом деле такие родители наносят ему вред: задерживают развитие, препятствуют становлению уверенной в себе личности, роют яму самим себе – когда и в 15-20-40 лет дитятко будет требовать помощи по любому поводу и стремиться переложить ответственность за себя на плечи близких.

Как помогать ребенку и что нельзя делать ни в коем случае?

DSC 0058В обучении детей самостоятельному переодеванию велика роль родителей. Мы уделяем большое внимание этому вопросу и даем рекомендации, как подобрать правильную одежду ребенку чтобы сделать процесс переодевания максимально комфортным и радостным для малыша. Мы также настраиваем родителей на ритм ребенка, убеждаем не спешить бросаться одевать свое чадо по первому зову, а стараться разобраться, в чем именно малыш испытывает затруднения и как ему помочь преодолеть их. Конечно, такой подход требует от родителей немало терпения и более четкого планирования своего времени. Ведь на самостоятельное одевание ребенку требуется больше времени, чем когда за него это делает взрослый.

Папы и мамы, поймите и запомните, что наиважнейшая задача взрослого – создание такой окружающей среды, при которой тело ребенка и его разум будут развиваться самостоятельно, ибо никто не может развить другого, это может сделать только сам человек! Ведь нельзя же научиться шить или водить автомобиль, лишь прочитавинструкцию!!! Человеку надо пробовать делать! Так и у ребенка должна быть возможность многократно взаимодействовать со средой и раз за разом повторять одни и те же движения. Позвольте ему учиться, сколько бы времени ни заняло овладение тем или иным навыком.

DSC 0471

Научиться одеваться и раздеваться самому – задача не из легких для ребенка до 3-х лет. 
 Нередко дети испытывают стресс –  «у меня не получается!», их
психологическое самочувствие ухудшается. Раз за разом сталкиваясь со своей неуспешностью, малыш попросту может утратить веру в свои силы, потерять интерес к этому занятию и перестать пытаться его повторять. Он начинает злиться и капризничать.  Если ребенок еще не умеет говорить, взрослому сложно понять в чем дело, ему может показаться, что это "пустые капризы"… Важно не упустить этот момент, поддержать ребенка, чтобы он шаг за шагом, не торопясь, научился одеваться и раздеваться сам.

Почему в тоддлер-группе малышу хочется переодеваться самому?

В тоддлер-группе этому вопросу уделяется пристальное внимание. Мы создаем ситуацию успеха, когда ребенок сам получает опыт и после череды ошибок у него все-таки получается. Это не только отличный психологический фактор: «я могу это сделать!», но и личностное развитие.

DSC 0858

На занятиях в тоддлер-группе мы никуда не торопимся, поэтому ребенок может не только не спеша переодеться, но и примерить различные виды одежды и обуви. Они хранятся у нас в специальном красивом сундуке, нежно любимом малышами и постоянно ими востребованном.  На занятиях малыши также учатся содержать в порядке свой гардероб, выворачивать одежду на лицевую сторону и аккуратно складывать ее на место.

Наставник помогает ребенку учиться снимать-надевать различные предметы гардероба во время спокойного общения, а значит, развивается речь малыша и устанавливается лучший эмоциональный контакт. Кстати, спокойная и доброжелательная атмосфера во время учебы неотъемлемая часть методики – научные исследования показали, что ребенок может полноценно учиться только тогда, когда он чувствует себя в безопасности и уверен, что он в состоянии достичь определенных результатов.

Практикумы для родителей "Как помочь ребенку одеваться самому»

В статье мы попытались рассказать о том, почему так важно своевременно научить малыша самостоятельно переодеваться. В саду мы ежедневно оттачиваем этот навык, обучаем ему детей, но еще и учимся у них. А как же иначе? Все дети разные, с уникальным характером и темпераментом, и для каждого нужен свой подход. Мы готовы делиться своими знаниями с заинтересованными родителями. Приходите на специальные практикумы «Как помочь ребенку одеваться самому», если хотите знать больше и получить ответы на вопросы:

- с какого возраста нужно начинать учить ребенка одеваться самостоятельно?

- как легко и просто маленькому ребенку самому одеть куртку?

- какие ошибки совершают родители при выборе одежды и одевании?

- по каким критериям выбирать ребенку одежду?

Записаться можно здесь.

О прошедшем практикуме по одежде.

И помните, спешка – самый плохой помощник в общении с детьми!

Ботинок шел и охал.

Ботинку было плохо.

Виновной оказалась в квартире суматоха.

Из-за нее обулся не так трехлетний Сева.

Ботинок в паре правый теперь шагает слева!

19.11.2015

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *

Подписка на новости



Получать HTML?

Joomla Extensions powered by Joobi
Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru