Почему мы выбрали AMI? Потому что искали качество и воспроизводимость результата. Мы решили сделать свой сад по-настоящему, чтобы по науке, чтобы так, как было задумано Монтессори, чтобы без профанации, чтобы отвечать за происходящее с каждым ребенком, и, конечно, чтобы не навредить. 

Мы постоянно упоминаем про дипломы AMI, про начало обучения сотрудников на курсах AMI, про окончание ими курса.

Наконец, мы решили рассказать просто и доступно, что такое AMI и почему монтессори-сад по AMI-стандартам это большая ценность для малышей и их родителей. Потратьте, пожалуйста, десять минут времени, чтобы понять почему так, почему это надо ценить и поддерживать.

Организация Association Montessori Internationale (AMI) была основана в 1929 году доктором Марией Монтессори с целью сохранения в первоначальной целостности и дальнейшего развития ее метода. АМИ занимается полной подготовкой специалистов по монтессори-педагогике, а также исследованиями и развитием в этой области. В России есть филиал AMI – «Фонд Монтессори»

Cтандарт AMI –  это качество и чаще всего предсказуемость результата работы монтессори-сада и школы. А путь к AMI диплому лежит через знания, бессонные ночи, адский труд и полную трансформацию себя.
Это дорого, долго, хлопотно и тяжело. 

В AMI учиться дорого

Один курс (базовый, 0-3, 3-6, 6-12 или 12-18) стоит около 5-10 тысяч евро на одного человека. Плюс проезд на сессии, для наблюдения и на практику, проживание, питание и отрыв от работы. И переводчик (зачем он нужен, скажем позже). Итого тысяч 15 евро. Кстати, это серьезная нагрузка на стоимость услуг в монтессори-саду (в конечном счете, это единственный источник средств любого конкретного монтессори-сообщества). А ведь еще за отсутствующего педагога кто-то не бесплатно должен делать работу. А зарплата на время обучения? Тоже непростой вопрос. 

В AMI непросто поступить

Да, даже за такие деньги обучение в AMI не открыто для всех желающих. Есть строгие требования к общему образованию (высшее, высшее специальное, средне-специальное – это зависит от конкретного учебного центра и того, находится ли он на базе ВУЗа – тогда к документам еще более строгие требования), к профильному образованию (педагогическое приветствуется), к AMI-образованию (некоторые курсы не доступны без прохождения предыдущих).

Кроме того, необходимо написать убедительное эссе на «Почему я хочу стать монтессори-педагогом». А иногда еще представить до трех рекомендаций от дипломированных AMI-педагогов.

При этом AMI-обучение происходит не в конкретном здании в определенной точке земного шара. Для проведения курса AMI выбирает регион, где больше всего желающих и где есть учебная база (необходим доступный для обучения и наблюдения оборудованный монтессори-класс). Испания, Германия, Чехия, Китай, Россия (Санкт-Петербург) …

И, кстати, разные курсы, который ведут конкретные тренеры, могут преподаваться на разных языках. Русскоязычных дипломированных AMI тренеров по состоянию на лето 2017 года не существует и это отдельная грустная тема. Поэтому обычно преподают на английском, но может быть и на испанском, и на немецком. В одиночку переводчика привлекать накладно. Поэтому желающие пройти обучение собираются в группу по языковому признаку. И каждый из них должен соответствовать всем вышеперечисленным пунктам без исключения.

При этом жизнь обязательно внесет свои коррективы. Кто-то из группы собравшихся не справится со сбором документов, у кого-то изменятся семейные обстоятельства, кто-то не убедит своим эссе,что ему это обучение действительно нужно… Кроме личной трагедии, это означает удорожание переводчика для остальных. Аведь еще он вообще может заболеть, (но об этом лучше вообще не думать) и быстро заменить его почти невозможно, так как он должен неплохо владеть темой, а такие специалисты буквально наперечет.

В общем, даже начать учиться в AMI весьма непросто.

В AMI учиться долго

Вообще, само обучение по одному курсу (например, для возраста 0-3) длится минимум год, для более старшего возраста 2-3 года. Это в случае сессионного обучения, т.е. когда человек живет и работает дома, а работа с преподавателями происходит на сессиях, на которые надо приезжать регулярно. При этом между сессиями предусматривается очень много самостоятельно работы, с постоянными отчетами и подготовкой работ для проверки.

Теория перемежается с наблюдением и практикой, причем только в тех школах, садах, центрах, которые будут удобрены АМИ (т.е. где точно можно будет наблюдать качественный процесс). Часто в России может не быть таких мест, поэтому приходится ездить в другие страны (и решать соответствующие языковые проблемы).

Есть также варианты, когда можно пройти курс за стандартный учебный год, но для этого нужно на это время переехать в ту страну, где будет проходить обучение. Но из-за проживания это получается очень-очень дорого и редко используется.

Кстати, те, кто придерживается принципа «от сессии до сессии живут студенты весело», шансов получить диплом практически не имеют. Потому что работы реально много.

Например, на наблюдения (надо найти детей для наблюдения, сидеть, смотреть, вести дневник наблюдений, писать отчеты) необходимо около 90- часов. При этом наблюдать нужно разные стадии жизни (и не только человека), в том числе, нужно найти где пронаблюдать маленького человечка с момента родов, а также, в идеале, и сами роды. Девяносто часов наблюдения! Это больше двух полноценных рабочих недель!

И никакой возможности списать или схалтурить. Тренеры AMI обладают огромным опытом и знают, КАК ДОЛЖЕН ИЗМЕНИТЬСЯ ОБУЧАЕМЫЙ в процессе этого самого наблюдения, и прекрасно видят качество проделанной работы. Контроль устроен так, что никак схитрить не получится – бремя доказательства полноты и качества лежит на обучаемом.

В AMI учиться тяжело

Несмотря на то, что это не полноправное высшее образование, теория начинается вовсе не с монтессори-педагогики, а «от печки», с изучения процесса формирования и устройства мозга и высшей нервной деятельности. Потому как в основе метода лежит наука, и без этих знаний, полноценная работа монтессори-педагога невозможна.

Кроме понимания и усвоения теории, нужно запомнить огромное число презентаций. Презентация в монтессори-методе – это когда педагог показывает готовому к ней ребенку (не любому, а готовому к ней!) как правильно работать с тем или иным монтессори-материалом. 

И об этом необходимо рассказать чуть подробней. Презентация – это не просто так. Это неделимый, научно обоснованный фрагмент монтессори-методики. Она выверена до мельчайших подробностей, начиная с того как сидеть, как двигаться, как удерживать контакт с ребенком. В ней все на своем месте. Ее создавали долго и тщательно, наблюдая за изменениями, происходящими с ребенком. Ее строили в связи с предыдущими и последующими этапами развития ребенка, а также в зависимости от уже освоенных им навыков.

Презентации мало запомнить (хотя и это непросто – их СОТНИ!). У подготовленного АМИ-педагога в голове не просто набор презентаций, а многомерная матрица со взаимосвязанными элементами. Он знает, что с ребенком должно происходить и за какое время. Он знает, какие презентации бесполезно давать ребенку, не прошедшему работу с другим конкретным материалом, а какие можно давать параллельно. Он знает, на какие проблемы в развитии мозга указывает неудачное освоение презентации, давно положенной по возрасту. Он знает,что можно пропустить, а пропуск чего обязательно вызовет проблемы в будущем. Он знает на какой уровень сложности надо «отступить» при возникновении проблем с каким-либо материалом. Этому учат и именно свободное оперирование этими знаниями и приводит к воспроизводимости методики и к результату. 

При этом педагог знает рамки возможного изменения презентации и знает, что точно нельзя менять. 

Например, обычный человек, увидев, как ребенку неудобно убирать пролитую воду маленькой тряпочкой, захочет заменить ее на большую. Он даже будет горд собой – я усовершенствовал, я помог ребенку! А на самом деле он совершит ошибку, испортит кропотливо выстроенную учеными и отлаженную цепочку! Потому что маленькая тряпочка – это какая надо тряпочка продуманный элемент материала с определенной функцией. Ее роль – не сделать удобным уборку воды! Тряпочка сделана маленькой для того, чтобы было НЕУДОБНО убирать воду в этом конкретном материале. Чтобы ребенок концентрировался на том, чтобы НЕ ПРОЛИТЬ, переливая из кувшина в кувшин. Вначале он обязательно будет проливать, но при этом будет не только развивается зрительно-моторная координация, но и воля ребенка! Ведь приходится многократно отжимать тряпочку.

То есть совсем крошечное на первый взгляд изменение приводит к искажению траектории развития ребенка. Если совсем огрубить и пошутить, то это «эффект бабочки», в результате которого ребенок мог стать хорошим ювелиром, а станет уборщиком. Надеемся, смысл понятен – произвольное изменение методики приводит не к тому результату, а иногда и к его отсутствию.

И, как вы теперь понимаете, опасность изменения методики в том, что искажение программы поймет и увидит только педагог со специальной подготовкой (АМИ). Обычный человек даже не увидит это! Не зная, как оно должно быть, невозможно увидеть отклонения!

Кстати, учиться тяжело и в буквальном смысле – альбомы, которые студенты привозят на сессию для проверки– это самостоятельно сделанные огромные папки (A4 толщиной 8-10 см). Их может быть и пять, и восемь. Также каждому студенту нужно сделать несколько материалов своими руками, правильных, красивых и принятых тренером. Так что если в Европе, Америке или Азии вы увидите спешащую девушку с кругами под глазами и с большим тяжелым чемоданом, то не исключено, что перед вами будущий монтессори-педагог :-)

Зачем обучаемым делать эти материалы самостоятельно вместо того, чтобы просто издать типографским способом и раздать? В этом один из принципов методики обучения, который, если вдуматься, совсем не секрет. Монтессори-педагог, подобно оперирующему врачу, в своей работе должен использовать знания оперативно, у него нет времени подсмотреть, ему не у кого списать. Он работает в постоянно меняющихся условиях, в разных помещениях, с разными детьми, в разном культурном окружении. Готовые ответы в его работе встречаются редко.

Поэтому AMI педагог учит все наизусть. И теорию, и презентации. И обязан реально много времени отдать практической работе.

Альбомы, сделанные собственноручно, это его конспекты, один взгляд на которые освежает в памяти целые пласты знаний.

И да, купить диплом нельзя, – принимает экзамены всегда ДРУГОЙ преподаватель, обычно из другой страны. А чтобы стать тренером AMI с правом преподавания – нужно пройти в разы более трудный путь, так что не то что рисковать, даже думать о коррупции никто не будет. Тем более, сообщество не такое большое для нашей планеты и позор будет преследовать человека всю жизнь.

В заключение

Нам показалось важным, наконец, объяснить, почему мы выбрали AMI, несмотря на хлопоты и затраты, с этим связанные. И нам хочется, чтобы вы понимали, разделяли и поддерживали наш выбор. Ведь все, в конечном, счете, делается ради детей.

Официальный сайт AMI – www.ami-global.org

Комментарии   

+2 #1 Наталья Ильина 29.06.2017 11:24
Убедительно написано, я даже прониклась к геройству ваших дипломированных AMI-педагогов. "Нашей" Юле поздравления с поднятием на Эверест монтессори-науки и пожелания так держать дальше! Молодец, мы гордимся вами! Отдельное спасибо за информацию. Сам факт, что вы все объяснили, говорит о вашем неравнодушии к родителям монтессори-детей. Да и для нас многое прояснилось :-)
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *

Подписка на новости



Получать HTML?

Joomla Extensions powered by Joobi
Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru