Доступ к уникальным материалам по монтессори-воспитанию подростков

Сегодня мы хотим сказать несколько слов о важности этой темы, а также поделиться материалами с этого мероприятия.

Почему считаем тему актуальной? Потому что Россия стоит в самом начале появления монтессори-школ. Про детские монтессори-сады для малышей слышали все родители. Гораздо меньше знает про начальные монтессори-школы. И практически никто ничего не знает про то, как устроена монтессори-школа для подростков 12-18 лет.

Своими знаниями об основных элементах школьной подростковой программы и принципах ее построения с нами поделился специалист по работе с подростками из США Сэмуэль Роткер, практик с большим опытом работы с детьми от 12 лет, выпускник программы The AMI Montessori Orientation to Adolescent Studies (Ages 12-18) (Хантсбург, Огайо, США).

Семинар состоял из двух частей – лекции и работы в группах, позволяющей лучше понять принципы построения проектной деятельности в монтессори-школе 12-18. Они включают оценку имеющихся ресурсов для реализации проекта, начиная с внутренней школьной среды и расширяясь до внешней окружающей среды, и междисциплинарные связи, показывающие, как можно затронуть все необходимые предметы в выбранном проекте.

Часть слушателей приняла дистанционное участие в семинаре через интернет. Если вам интересно послушать запись семинара, напишите запрос на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Основные тезисы семинара

Подростковый возраст – важный период жизни, когда человек готовится стать полноправным членом общества, он уже много умеет, но далеко не всегда может справиться со своими бурными эмоциями. Все эти особенности учтены в подростковой программе Монтессори. Следуя основным принципам метода Монтессори, в старших классах ребенок, а не учитель, продолжает выступать ключевым субъектом образовательного процесса. А педагог создает благоприятную среду для того, чтобы подросток сам захотел учиться и постепенно мог раскрыть потенциал, дарованный ему природой.  

На примере собственного класса Сэм продемонстрировал организацию обычного дня школьников, показав, как они применяют полученные теоретические знания в практической жизни. Наш гость отвечал на многочисленные вопросы: как выстроена работа в классе, почему школьникам ИНТЕРЕСНО работать над проектами, как можно организовать любое дело, синтезируя академические знания с подростковым любопытством и увлечениями.

Отвечая на вопрос о том, как учащиеся накапливают свои теоретические знания, Сэм подчеркнул, что в монтессори-школе дети также тщательно изучают теорию, выполняя многочисленные задания. Вот только, в отличие от обычной образовательной системы, учащиеся классов 6-12 и 12-18 получают теоретические знания в малых группах, а затем применяют их в своей проектной деятельности.

Так ребенок понимает, что математика, физика и гуманитарные науки изучаются неспроста, прослеживает их взаимосвязи и находит реальные подтверждения их использования в повседневной жизни. На совместном собрании учащиеся выбирают проекты, над которыми им предстоит трудиться сообща в течение учебного года. Это может быть создание какого-либо аппарата, проверка и ремонт устройства, археологические находки. Задача педагога – грамотно интегрировать теорию в эти проекты и показать дисциплинарные взаимосвязи.

Чтобы выполнять эту сложную роль, педагогу нужен огромный багаж знаний. Обычно один преподаватель ведет 7-8 детей. Соответственно, в классе из 14-16 учеников работают 2 педагога, из 24 детей – три специалиста и т.д. По мере необходимости, в класс можно приглашать сторонних специалистов узкой направленности.

Также Сэм отметил, что идеальными учителями для детей старше 12 является молодая пара, олицетворяющая образ родителей. В этом возрасте дети не очень послушны и часто конфликтуют с родителями, но при этом им нужно на кого-то равняться! Причем это не обязательно должна быть семейная пара, просто педагог-женщина и педагог-мужчина, рука об руку работающие в одном классе.

Многочисленные наблюдения говорят о том, что подросткам необходима отдельная школьная среда. В частности, в системе Монтессори рекомендуется отделять их от школы 3-12, потому что они действительно нуждаются в собственном пространстве. НО! Зато подростки замечательно ладят и не против быть рядом с…. тоддлерами (1-3 года).
Подростки, по словам Марии Монтессори, являются «социальными новорожденными», они в чем-то похожи на тоддлеров и то, что не доработано тогда, будет дорабатываться сейчас, и это очень важно для становления личности и ее готовности выйти во взрослую жизнь!!! Напомним, что цель монтессори-образования заключается в созидании человека, готового стать человеком своего времени и места.

17.04.2015

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *

Подписка на новости



Получать HTML?

Joomla Extensions powered by Joobi
Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru