Сензитивный период развития речи |
В возрасте около 1,5 лет: |
Сензитивный период восприятия порядка |
Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ М. Монтессори. Вспомним ее известную фразу: "Истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира". |
Сензитивный период сенсорного развития |
Конечно, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и пр. Но высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возможны лишь при специальной тренировке. Сенсорный Монтессори-материал предоставляет оптимальную возможность для этого. |
Сензитивный период восприятия маленьких предметов |
Этот период длится в среднем от 1,5 до 5,5 лет. Его трудно не заметить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной потребности. А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей. И взрослые в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребенку соответствующие условия. Например, с помощью специальных упражнений: нанизывания на нитку более или менее мелких предметов (плодов каштана, бобов с проделанными в них отверстиями и т.п.); разборки и сборки моделей из конструктора (что позволяет ребенку прочувствовать не только процесс деления целого на составные части, но и сложения из этих частей целого). |
Сензитивный период развития движений и действий |
Длится в среднем от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все воспитательные приемы и методы (включая классно-урочную систему), ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются преступлением против его естественного развития. Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного образа жизни, который присущ многим современным семьям (увлечение просмотром телевизионных передач и пр.). Протекание этого сензитивного периода также неоднородно: в течение его имеются моменты времени, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела, для чего он пытается, например, открыть дверь толчком ноги или сдвинуть тяжелые вещи, а мытье стола вызывает удовольствие благодаря самому процессу, а не результату), то впоследствии его начинают интересовать все более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений. |
Сензитивный период развития социальных навыков |
В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого и не вежливого поведения. В возрасте до 3 –х лет ребенок почти не дифференцирует что хорошо, что плохо, он смотрит на окружающих людей и их поведение и от того, что окружает ребенка будет складываться и дальнейший тип социального развития. Например, очень часто родители замечают, что и нечаянно оброненное скверное слово остается в памяти ребенка на долгое время и он будет постоянно пытаться его использовать и проверять какое впечатление будет оно производить для окружающих. |
В течение года мы проводим множество различных семинаров, в которых теперь можно поучаствовать "заочно" в режиме он-лайн (вебинары) или посмотреть в записи, а задать возникающие вопросы в наших соцсетях http://vk.com/montessori_semitsvetik, https://www.facebook.com/montessoridolgop или по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Если вы ищете ответы на вопросы: зачем ребенку быть самостоятельным? когда начинать? как помочь ему в этом? какова роль окружающего пространства и взрослого в этом?, то смотрите наш вебинар "Самостоятельный ребенок":
Если же вы хотите узнать, как правильно подобрать игрушки малышу, сколько игрушек должно быть и какие из них действительно развивают детей, то смотрите наш вебинар "7 ошибок в выборе игрушек и занятий для детей с рождения до 3-х лет":
Как сделать так, чтобы домашняя среда была развивающей и помогала малышу, а не ставила препятствия в его развитии? Ответы в вебинаре "Как создать Монтессори среду дома & Монтессори дома":
Больше вы сможете узнать на наших семинарах, следите за новостями и календарем.
Музыкальный день в группе toddler
Как наши малыши готовились к Новому году
Читайте также: