"Мышление ребенка – это губка, которая без разбора впитывает в себя образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные» и т.д. Исходя из этого всё, что окружает ребенка, приобретает огромное значение".

Мария Монтессори

Сензитивный период развития речи

В возрасте около 1,5 лет:
Ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Его умение говорить нарастает лавинообразно, все правильней и четче используются грамматически нормы языка, предложения становятся логическими и понятными. Лишь из-за нехватки некоторых слов создается ложное впечатление о наличии специфического "детского" языка с особыми грамматическими нормами.
В этот период очень важно, чтобы ребенок слышал правильную и четкую речь, без «сюсюкания» и перевирания слов типа «бибика» и т.д.  Наоборот, в данный период ребенок очень чутко воспринимает и впитывает правильную речь и если читать книги наших знаменитых классиков и хороших детских писателей с красивыми и правильными оборотами (Пушкина, Толстого, Сютеева, Андерсена и т.д) впоследствии ребенок будет говорить стройно и красиво, он как бы впитает в себя этот слог. Но надо быть острожными с новыми красивыми изданиями, которые упрощают известных авторов и пишут иногда совершенно бездарные тексты.
В возрасте 2,5-3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой (чаще всего во время игры с самим собой, игрушками). Его так называемая эгоцентрическая речь - прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается. Это не слишком длительный этап в речевом развитии: постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека в дальнейшем можно будет судить лишь косвенным образом.

Сензитивный период восприятия порядка

Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ М. Монтессори. Вспомним ее известную фразу: "Истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира".
Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2-2,5 лет.
Это лучшее время приучить ребенка к порядку. Основные сферы порядка: в окружающей среде; во времени и последовательности событий (запускаются “внутренние часы” ребенка); во взаимодействии с взрослыми. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Значение порядка не переоценить – внешний порядок обуславливает появление внутреннего (порядок в мыслях, чувствах, движениях). Весь процесс деятельности с Монтессори-материалами построен таким образом, чтобы в максимальной степени реализовать задачи сензитивного периода порядка.

Сензитивный период сенсорного развития

Конечно, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и пр. Но высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возможны лишь при специальной тренировке. Сенсорный Монтессори-материал предоставляет оптимальную возможность для этого.
Содержание этого длительного сензитивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов, хотя все это связано со зрением.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов

Этот период длится в среднем от 1,5 до 5,5 лет. Его трудно не заметить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной потребности.

А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.

И взрослые в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребенку соответствующие условия. Например, с помощью специальных упражнений: нанизывания на нитку более или менее мелких предметов (плодов каштана, бобов с проделанными в них отверстиями и т.п.); разборки и сборки моделей из конструктора (что позволяет ребенку прочувствовать не только процесс деления целого на составные части, но и сложения из этих частей целого).

Сензитивный период развития движений и действий

Длится в среднем от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все воспитательные приемы и методы (включая классно-урочную систему), ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются преступлением против его естественного развития. Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного образа жизни, который присущ многим современным семьям (увлечение просмотром телевизионных передач и пр.).

Протекание этого сензитивного периода также неоднородно: в течение его имеются моменты времени, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела, для чего он пытается, например, открыть дверь толчком ноги или сдвинуть тяжелые вещи, а мытье стола вызывает удовольствие благодаря самому процессу, а не результату), то впоследствии его начинают интересовать все более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений.

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого и не вежливого поведения. В возрасте до 3 –х лет ребенок почти не дифференцирует что хорошо, что плохо, он смотрит на окружающих людей и их поведение и от того, что окружает ребенка будет складываться и дальнейший тип социального развития. Например, очень часто родители замечают, что и нечаянно оброненное скверное слово остается в памяти ребенка на долгое время и он будет постоянно пытаться его использовать и проверять какое впечатление будет оно производить для окружающих.

В течение года мы проводим множество различных семинаров, в которых теперь можно поучаствовать "заочно" в режиме он-лайн (вебинары) или посмотреть в записи, а задать возникающие вопросы в наших соцсетях http://vk.com/montessori_semitsvetikhttps://www.facebook.com/montessoridolgop или по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. 

Если вы ищете ответы на вопросы: зачем ребенку быть самостоятельным? когда начинать? как помочь ему в этом? какова роль окружающего пространства и взрослого в этом?то смотрите наш вебинар "Самостоятельный ребенок": 

Если же вы хотите узнать, как правильно подобрать игрушки малышу, сколько игрушек должно быть и какие из них действительно развивают детей, то смотрите наш вебинар "7 ошибок в выборе игрушек и занятий для детей с рождения до 3-х лет":  

Как сделать так, чтобы домашняя среда была развивающей и помогала малышу, а не ставила препятствия в его развитии? Ответы в вебинаре "Как создать Монтессори среду дома & Монтессори дома":

 

Больше вы сможете узнать на наших семинарах, следите за новостями и календарем.

Отзывы наших родителей

Музыкальный день в группе toddler

Новый год в группе toddler

Как наши малыши готовились к Новому году

Один день из жизни тоддлеров

Читайте также:

Возраст до года

Возраст от 3 до 6 лет 

Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *

Подписка на новости



Получать HTML?

Joomla Extensions powered by Joobi
Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru